Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 

Чукотский АО, Чаунский район, с. Рыткучи, ул. Мира, д. 14
Телефон: +7 (42737) 95-2-13

 

Главная / Жизнь школы / Историческая справка

Историческая справка

 
1936 г. первая кочевая школа "Красная яранга"
 
1941 г. здание школы из топляка
 
1936 г. - создана первая кочевая школа "Красная яранга": 3 учителя кочуют с оленеводами.
В 1941 году было построено здание школы из топляка, собранного на берегу.
В начале 30-х годов в устье реки Чаун, образовалась поселение Усть-Чаун. Оленеводы кочевали в глубине тундры, в районе многочисленных рек Чаунской системы. К Певеку, который превратился в районный центр, выходить им было неудобно, подавляющее число оленеводов появлялось летом именно в устье Чауна. Поэтому сюда решили перебазировать постепенно всю культбазу.
Культбаза состояла из двух круглых строений: в одном жили школьники, а в другом помещалась пекарня, и в нем же за перегородкой жили служащие.
В 1932 году на Усть-Чаунскую культбазу прибывают первые учителя. Здесь их ждали суровые условия, бездорожье, отдаленность и оторванность от цивилизованного мира. Учителя не знали чукотского языка, поэтому первоначально им приходилось разговаривать с чукотскими ребятишками при помощи жестов и небольшого запаса чукотских слов.
Одним из первых учителей культбазы был Н.А. Братышкин, впоследствии убитый противниками коллективизации. Его сменила семья Ломовых. Им отвели маленький домик-избушку из одной комнаты. Впоследствии на культбазу приезжают учителя: Татьяна Ивановна Торяник, Степан Ольхин.
В 1936 году при Чаунской культбазе была создана первая кочевая школа. Заведующим Красной ярангой был Александр Сахновский.
Перед войной в селении Рыткучи школьного здания еще не было, его заменяла школьная палатка с печкой-бочкой. В большой палатке находилась не только школа, но и амбулатория, ясли и клуб. Туда же поселили и учительницу Татьяну Ивановну Торяник. 
Большой след в ликвидации неграмотности среди местного населения оставила Александра Тагратовна Мильхина (Варламова) дочь потомственных оленеводов. На её глазах происходило становление народного образования в нашем районе. Это одна из первых комсомолок Усть Чауна. В 1934 году её направляют на учёбу в Ленинград, в институт народов Крайнего Севера, но из-за незнания русского языка ей пришлось сначала поехать в Петропавловск-Камчатский для прохождения курсов. В Ленинграде из-за болезни Александра Тагратовна проучилась только один год. Вместе с Наумом Филипповичем Пугачёвым и секретарем райкома комсомола Михаилом Литвиновым она возвращается на родину. Александру Тагратовну направляют на Чаунскую культбазу, где она должна была работать поваром, прачкой, пионервожатой. Так началась её педагогическая деятельность.
В 1939 году приезжают учителя: Пузыревская Ольга Александровна, Чумакова Раиса Степановна, Сысоева Нина и ещё одна. Пузыревская Ольга Александровна прожила всю жизнь на Чукотке. Старожилы села вспоминают о ней как о заботливой учительнице, восхищаются её самоотверженностью. Ольга Александровна заслужила высокое звание – ветеран труда Крайнего Севера.
Захоронена Ольга Александровна Пузыревская на сельском кладбище.
До 1941 г. школа размещалась в большой палатке с печкой-бочкой. Палатка была школой, амбулаторией, яслями, клубом одновременно.
1941 год. «Война Чукотку обошла, война Чукотку не застала…». Но жизнь и на Чукотке круто изменилась. Всё было подчинено одному: оказать фронту помощь. Лозунгом стало: «Всё для фронта, всё для победы».
На оленьих, собачьих упряжках, на лыжах учителя добирались до самых отдалённых стойбищ, призывали всех самоотверженно трудиться: «Больше пушнины, больше оленей, больше денег в фонд обороны!»
Учителя отказались от всех льгот за работу в районах Крайнего Севера, щедро подписывались на займы, оставляя для себя самый скромный прожиточный минимум. Вместе с воспитанниками из школы собирали для воинов теплые вещи, шили рукавицы, чижи, меховые жилеты. Учащиеся после школьных занятий выходили на охоту. Шкурки сдавали для нужд фронта. 
Годы войны на Чукотке были годами тяжких испытаний и в то же время характеризовались распространением грамотности среди детей и взрослых, перестройкой быта. В 1941 – 1942 годах было обучение детей и взрослых от 16 до 50 лет.
По инициативе учительницы Татьяны Ивановны Торяник 7 июня 1941 года открылась изба-читальня. Деятельная, энергичная была Татьяна Ивановна, тянулись к ней чукотские ребятишки. 
Одной из учениц военных лет была Клавдия Ивановна Геутваль (известная поэтесса-сказительница, заслуженный работник культуры России). В суровых условиях, в яранге 7 ноября 1941 года лучших учениц Клавдию Ивановну Геутваль и Маргариту Петровну Чигай принимали в пионеры.
Весной 1942 года все учителя с Усть-Чаунской культбазы уезжают на строительство дороги на прииск «Пыркакай». Стране необходим был металл. В школе остался работать один учитель - Тороев Игнатий Гаврилович. Игнатий Гаврилович разговаривал с учениками на родном чукотском языке. Занятия он проводил в яранге, всегда первым был урок русского языка. 
Еще одну учительницу Чумакову Раису Степановну командировали в тундру не только для ликвидации неграмотности, но и для сбора тёплой одежды. Сотни километров тундры пришлось ей исходить пешком, голодать в пути, убегать от белых медведей, спасаться от других зверей. Целый год она кочевала, шла от стойбища к стойбищу, учила чукчей читать, а они отдавали ей кухлянки, торбаса, отдавали последнее для того, чтобы приблизить День Победы.
В конце лета 1942 года все учителя снова вернулись на Чаун. 
В 1943 году на территории колхоза «Тыркипхат» построили новую школу. Здание было из топляка, собранного на побережье.
Первым её директором стал Дубров Алексей Михайлович. Он очень любил путешествовать по тундре и прекрасно понимал тяжкую жизнь оленеводов, поэтому с большой трепетностью относился к их детям. 
 
 
В 1952 году в село Рыткучи приехали Безручкины Николай Алексеевич и Мария Александровна. Николай Алексеевич стал работать директором Усть-Чаунской школы, а Мария Александровна учителем начальных классов. Вместе с другими учителями им приходилось не только обучать ребятишек, но и заботиться о них, как о своих собственных детях. Обучать ребятишек было не так просто: многие из них плохо знали русский язык. Но кропотливый добросовестный труд помогал преодолевать все проблемы.
В 1953 году приезжают в с. Рыткучи Мария Васильевня Сизова, с мужем - Истраткиным Матвеем Яковлевичем. Мария Васильевна работала учителем начальных классов, а Матвей Яковлевич – поваром, столяром, завхозом в интернате. Большую часть времени они проводили с чукотскими ребятишками. Сколько душевной теплоты отдано ими детям! За свой четырнадцатилетний добросовестный труд Мария Васильевна заслужила немало наград, среди них есть медаль «За доблестный труд», звание «Ветеран труда», «Заслуженный учитель Российской Федерации»
В 1955 году после окончания педучилища приехала совсем юная учительница - Надежда Федоровна Коптяева. Спокойная, сдержанная, трудолюбивая, она сразу завоевала симпатии окружающих, пользовалась любовью и уважением ребятишек. 22 года проработала Надежда Федоровна учителем в Усть-Чаунской школе. Сколько поколений школьников сменилось за это время… Всем им учительница давала глубокие, прочные знания. Жители села относились к ней с глубоким уважением, несколько раз избирали её депутатом сельского совета.
Шли годы. Борьба с неграмотностью продолжалась на всей территории Чукотки. Появлялось все больше и больше школ, и в с. Рыткучи 1 сентября 1961 года открывается новая школа. С этого времени Усть-Чаунская школа становится 8-летней. В этом же году по приказу магаданского ОБЛОНО выпускника Чукотского национального педагогического училища Крайнего Севера Хабаровского края Леонтьева Риффа Вячеславовича назначают запасным учителем (работать там, где не хватает учителей) и направляют на Усть-Чаун. Леонтьев вырос на Чукотке. Кроме педагогической работы, он занимался общественной работой, назначался заместителем секретаря партийной организации совхоза «Певек», избирался депутатом Усть-Чаунского сельского совета народных депутатов. Свое призвание Рифф Вячеславович нашел в работе учителя физической культуры. Воспитанники Риффа Вячеславовича побеждали на районных и окружных соревнованиях. Рифф Вячеславович награжден юбилейной медалью «30 лет Советской Армии и флота».
В 1962 году в село Рыткучи приехал 26-летний Вадим Ильич Ахатов после окончания педучилища. В течение 5 лет он работал в тундре, в Красной яранге. Очень любил свою работу Вадим Ильич. 28 лет он прививал чукотским ребятишкам любовь к родному краю и красоте родного языка. Вадим Ильич выучил чукотский язык и свободно общался с родителями учащихся.
В этот период, после окончания педучилища, приезжает в Усть-Чаун Беляева Вера Александровна. Работает учителем начальных классов, затем воспитателем. Весёлая, энергичная, трудолюбивая, она пользовалась любовью и уважением ребятишек. Сама бывшая воспитанница детского дома, она хорошо понимала детей, была для них второй мамой. В интернате умела создать уют и домашнюю обстановку.
Из разных городов Советского Союза приезжали на Чукотку работать люди. Из солнечного Тбилиси в 1962 году прибыла Антонина Кирилловна Горобец (в то время она была еще Жиленкова). Она окончила культурно-просветительную школу в Красноярском крае и её назначили заведующей сельским клубом. Но всю жизнь Антонина Кирилловна мечтала работать с детьми. Сначала она попробовала себя воспитателем в детском саду, а в 1964 году поступает на заочное отделение Магаданского педагогического института, успешно его заканчивает и в 1971 году начинает свою педагогическую деятельность в Усть-Чаунской школе. Горобец Антонина Кирилловна – талантливый педагог. «Как она пела!» - вспоминают жители села. Большое внимание она уделяла воспитанию у учащихся любви к музыке, к народным песням. Под её руководством ребята выступали на школьных и сельских концертах. Приказом Министерства РСФСР Антонина Кирилловна удостоена звания «Старший учитель».
В 1965 году было построено здание первого двухэтажного интерната. Вот что рассказывала Антонина Кирилловна о школе того времени: «Интернат был небольшой, его заведующим был Королёв. Жили ребята очень дружно, несмотря на то, что трудностей было много: сами заготавливали дрова, носили уголь, рубили лёд на реке, чтобы растопить его и использовать его как питьевую воду. Поваром работал Истраткин М.Я., но по воскресеньям девочки сами готовили завтрак, обед и ужин. В интернате было всего 3 комнаты. Здесь же находились 2 класса, в которых обучались дети. Все ученики были прекрасными помощниками учителей и воспитателей».
1967 год. В это время в селе было уже два здания школы. Кроме того, уже существовало здание 2-х этажного интерната, которое ныне не существует, его заменяет новый благоустроенный теплый и очень уютный интернат. Заведующим интерната работает Леонтьев Рифф Вячеславович, директором школы – Хныченко В.И. 
Чукотские ребята уже учат не только русский и чукотские языки, но и иностранный, в село приезжает Истраткина Клавдия Степановна – учитель немецкого языка.
Клавдия Степановна вспоминает: «В интернате всегда был порядок, была удивительная самодисциплина детей. Ребята много работали в интернате, носили лёд, дрова, уголь, сами наводили порядок в комнатах. Были очень трудолюбивы. Хорошо была налажена шефская помощь, старшие помогали младшим и воспитателям. Первыми помощниками воспитателей были: Вуквун Иван, Вуквуна Ирина, Чаарам Лида». (Последнюю фамилию мы еще вспомним).
В дальнейшем Клавдия Степановна работает учителем русского языка и литературы. Она впервые знакомит своих учеников с писателями Севера. С 1974 по 1990 год Истраткина Клавдия Степановна работает завучем нашей школы.
В 1968 году начинает работать в школе Шишка Анатолий Савельевич – прекрасный педагог, хороший организатор, руководитель. Строгий к себе, требует от всех соблюдение дисциплины, порядка. Поддерживает все прогрессивное в педагогической науке, поддерживает учителей и учеников в новых начинаниях. В 1976 году он становится директором Усть-Чаунской 8-летней школы. За короткий период работы в школе завоевал большой авторитет. Каждый в селе помнит этого человека. В 1979 году переезжает в Певек, где работает директором школы-интерната № 3. В школе –интернате №3 продолжали учиться все выпускники нашей школы. Анатолий Савельевич – учитель по призванию. Шишка А. С. имеет высокие награды: Почетная грамота Министерства просвещения РСФСР, Отличник народного образования, Орден Знак Почета, Знак победитель социалистического соревнования и др. Анатолий Савельевич является почетным гражданином г. Певек.
Воспитателем и инспектором по охране прав детства с 1968 года в Чаунской школе-интернат работает Рябуха Таисия Петровна.
 
 
В 1973 году было сдано в эксплуатацию здание ещё одной одноэтажной школы. Здесь стали обучаться учащиеся 5-8 классов, а в старой – ребята из начальной школы. Всего в школе ежегодно обучалось до 200 ребят из сел: Рыткучи, Янранай, Айон, Биллингс. В это же время школа переходит на кабинетную систему.
Школа с. Рыткучи уже ничем не отличается от школ центральных районов. Учителя 70-80-х много работают над оформлением кабинетов, накоплению в них дидактических материалов, наглядных пособий. Они успешно осваивают и применяют в своей работе эффективные методики. Огромное внимание уделяют воспитанию личности учащихся, сохранению национальных традиций.
В 70-е годы школа пополняется молодыми талантливыми педагогами: Жуйко Надежда Алексеевна, Савченко Людмила Кузьминична, Шишунов Виктор Фёдорович, Панова Нина Александровна, Кобелева Любовь Александровна, Аханова Тамара Васильевна, Кэунеут Ирина Васильевна, Тестик Наталья Константиновна, Смирнова Вера Леонидовна, Васильева Евдокия Ивановна и др.
В 1977 г. в педагогический коллектив вливается и Чаарам Лидия Алексеевна – выпускница Усть- Чаунской школы. Начинает свою деятельность Лидия Алексеевна под чутким руководством опытного педагога Истраткиной Клавдии Степановны. В 1983 году приказом Министерства Просвещения РСФСР Чаарам Л. А. присваивается звание «Старший учитель». Лидия Алексеевна неоднократно избиралась депутатом сельского совета. С 2006 года находится на заслуженном отдыхе.
В 1980 году возвращается в свое родное село бывшая выпускница школы Гомозова Светлана Александровна. Жители о ней вспоминают как о жизнерадостной, активной и в то же время строгой учительнице родного языка.
 
 
С 2003 года Татьяна Васильевна работает директором. Одновременно с Татьяной Васильевной свою педагогическую деятельность в сельской школе начинают Дробин Иван Иванович (учитель физкультуры), Миронова Альбина Ивановна (учитель русского языка и литературы), Тарасюк Анатолий Кузьмич с женой Валентиной Яковлевной, Валеев Рафкат Сунагатович.
Рафкат Сунагатович работал учителем изобразительного искусства и трудового обучения. 26 лет он учил ребят технике акварельной живописи, приемам работы карандашом. На уроках трудового обучения учил ребят работать по дереву и кости.
В 1984 году Усть-Чаунская школа получила статус средней школы.
В 1985 году была построена новая трёхэтажная школа.
В 90-е годы школа вновь пополняется новыми кадрами, начинают работать Попова Любовь Валерьевна, Клёпова Тамара Александровна, Хабалова Зоя Цыденжаповна, а самое главное - возвращаются в родные стены бывшие выпускники, одной из которых являлась Валентина Алексеевна Евур - учитель родного языка.
С 2013 по 2018 год директором школы стала Беляева Алефтина Федоровна, учитель русского языка и литературы.
С 2019 года по настоящее время возглавляет школу Сангаджиева Наталья Борисовна, учитель начальных классов.
Современную летопись школы продолжают учителя – выпускники школы: Балыковская А.В., Жукова В.В., Антылина Г. А., Хирамагомедов А. М.
Сегодня 5 просмотров этой страницы
На сайте школа-рыткучи.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принято
Наверх страницы